11 Октября 2017
Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стала не только ее главным произведением, увековечившим имя художника, но и настоящим символом Москвы и всей России. С удивлением узнала, что существует целый музей, посвященный ее творчеству и созданный прямо под недавно реконструированной скульптурной композицией на ВВЦ. Как замечательно, подумала я, что можно познакомиться детально с историей создания павильона-постамента в условиях непростой эпохи. Ведь композиция стала для страны не только художественным, но и политическим событием предвоенной поры. Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б.М. Иофану. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры.
Павильоны СССР и Германии находились на выставке напротив друг друга. Немцы долго следили за строительством советского павильона. И когда тот был достроен, они решили сделать свой на 10 метров выше, поставив сверху башню, а на нее орла. Сама Вера Мухина говорила, что орел смотрелся довольно жалко из-за непропорциональности всего сооружения. Зато наша скульптура поразила тогда всех: о ней много писали и говорили. Подходя к музею, я предвкушала, что разузнаю подробности создания павильона и найду для себя ответ, что же все-таки больше всего покорило тогда и простых людей, и всемирно известных художников, архитекторов и поэтов. Говорят, что динамичная скульптура с ее эмблемой мирного труда, серпом и молотом, была видна отовсюду - с любого ракурса и расстояния.
Немного о самом Музейно-выставочном центре "Рабочий и колхозница". Его торжественно открыли 4 сентября 2010 г. в воссозданном павильоне-постаменте в пропорциях, которые повторяют павильон 1937 г. на Всемирной выставке. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65,5 м, высота - 34,5 м, сама скульптура высотой 23,5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. На верхний этаж можно подняться на лифте, а можно и по очень удобному пандусу, что немаловажно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Каково же было мое разочарование, когда, купив билет, и спросив, с чего мне начать осмотр экспозиции, мне сказали, что музея-то уже нет. От него остался только один макет на первом этаже. А я так рассчитывала увидеть экспозицию музея. В интернете ведь сообщалось, что здесь представлены архивные материалы и фотографии, а также макеты сооружений, скульптура, живописные работы, мемориальные вещи, которые принадлежали Б. Иофану и В. Мухиной. Все это предварялось просмотром документального кино. Вот такое отношение к бесценному культурному наследию. Причин закрытия музея выяснить у сотрудников не удалось. Ничего не оставалось делать, как написать негативный отзыв руководству музея с призывом его восстановить. Оказалось, что я не одинока и, возможно, к этому вопросу вернутся в декабре уже этого года. Как говорится, есть надежда.