Для того чтобы разглядеть признаки музея, каким он должен быть, нужно посетить европейские музеи, каждый из которых оставляет у посетителей неизгладимые впечатления. К сожалению, на постсоветской территории такие музеи отсутствуют, так как у нас они воспринимаются как научные институты, отталкивая тем самым потенциальных любознателей.

«Помеха с лева»

Если рассматривать наши музеи, как научные институты, где люди занимаются изучением и сохранением информации, то можно понять, почему на посетителей так негативно реагируют его сотрудники. Наверняка многие сталкивались с недовольными лицами музейных смотрителей, и не раз терпели их хамское отношение. Почему так? В странах СНГ поход в музей расценивается как нормальная привычка образованного человека, который, в силу своего воспитания, ответить на хамство не сможет.

Вот и получается, что ему проще отстоять в очереди, чтобы посетить интересную выставку, гулять по музею без путеводителя, испытывая тем самым много неудобств. Как будто любовь к искусству должна подтверждаться страданиями его почитателей. К счастью, такой подход постепенно искореняется из многих музеев как устаревший и неэффективный метод.

Пример стоит брать с западных музеев, которые позиционируют себя, как и развлекательные учреждения, где человек может получить и пользу, и отдохнуть. Музеи должны привлекать к себе внимание и заниматься саморекламой. Поэтому они и заполнены туристами и местными посетителями.

Всё для людей

Рассмотрим некоторые признаки правильной музейной организации:

  1. Билет можно купить любым удобным для человека способом, чтобы избежать очередей, которые отталкивают посетителей. К тому же, должна быть возможность покупать билет на определённое время, как это, к примеру, сделали в Лувре и уже в Третьяковке.
  2. Знакомство с коллекцией должно предоставляться несколькими способами: использовать тур, применять аудиогида, бумажного гида или самолично.
  3. Понятная навигация и оформление экспонатов. Описания должны быть интересными и, желательно, с переводом на другой язык (чаще всего это английский).
  4. Экспозиции должны держать посетителей в напряжении, вести за собой, побуждая к обучению и саморазвитию.
  5. Присутствие Интернета. Посетитель может загрузить приложение музея или изучать экспонаты с его помощью. Такая практика действует в Государственном музее Амстердама.
  6. Открытый доступ к съёмкам. Человеку нельзя запрещать делиться тем, что он увидел и о чём узнал. Более того, таким образом можно рекламировать музей.
  7. Доступный выход в возвращение в течение дня. Глупо ограничивать человека в желании познавать что-то новое. Если он решил сделать перерыв на обед, не стоит закрывать перед ним дверь, потому что время его посещения закончилось.
  8. Организация семейных визитов, когда музей ориентируется на потребности всех возрастных категорий.